11 апреля 2017 года Президентом Белоруссии был подписан Договор «О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». Другие страны-члены Союза подписали названный Договор 26 декабря 2016 года (как и планировалось ранее). Договор требует внутригосударственного согласования и ратификации всеми странами-членами Союза.
На этом основании введение Таможенного кодекса Союза по решению Совета Евразийской экономической комиссии переносится с запланированной даты 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года.
Новый Кодекс Союза содержит ссылки:
- на Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 – 27;
- на международные договоры – 83;
- на решения ЕЭК – 279, в том числе 96 являются действующей компетенцией, а 183 нормы предусматривают новые компетенции Комиссии;
- на нормы национального законодательства – 609.
Евразийская экономическая комиссия начала активную разработку документов в развитие норм нового Таможенного кодекса. Информация о подготавливаемых документах содержится на официальном сайте Комиссии.
В целях реализации норм Кодекса Союза на национальном уровне в Российской Федерации подготовлен и выложен 27 апреля 2017 года в информационных сетях для всеобщего ознакомления проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Проект требует полного цикла его рассмотрения и утверждения в установленном порядке. Вступление в силу новой редакции Закона планируется одновременно со вступлением в силу Кодекса Союза, т.е. с 1 января 2018 года.
Особенности торговли внутри Евразийского экономического союза.
Различие экспорта внутри Союза и за его пределы заключается только в отсутствии таможенного декларирования товаров, перемещаемых внутри территории Союза.
Тем не менее, торговля со странами Союза – это внешняя торговля со всеми вытекающими из этого последствиями (применение норм международного торгового права, традиционная форма и содержание внешнеторгового контракта, оформление паспорта сделки, совершение международных валютных операций, различие в налогах, возмещение внутренних налогов при экспорте и т.п.)
Необходимо учитывать также:
- соблюдение порядка реэкспорта российских товаров с территорий других стран – членов Союза;
- порядок подтверждения национального налогового резидентства в целях возмещения внутренних налогов при экспорте;
- необходимость наличия оформленных документов в сфере экспортного контроля.
18 декабря 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 1329 от 7 декабря 2015 года «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».
Риски в сфере организации ВЭД на рынках Евразийского экономического союза в целом аналогичны рискам, существующим в торговле со странами дальнего зарубежья. Однако их количество при торговле внутри Союза существенно меньше, чем при торговле с партнёрами из дальнего зарубежья.
Например, в принципе отсутствуют риски в сфере таможенного декларирования, риски введения санкционных мер в отношении некоторых товаров, риски введения мер по защите интересов отечественных производителей и др.